Пояснительная записка к учебному плану Учебный план МБДОУ детского сада №5 г.Донецка на 2024-2025 учебный год, является локальным нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в ДОУ. Учебный план МБДОУ детского сада №5 составлен к образовательной программе дошкольного образования, разработанной в соответствии с: • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012года №273- Ф3); • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020); • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155; зарегистрированным 14 ноября 2013г. per. № 30384 Министерство юстиции РФ); • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г (ред.от 21.01.2019г.); • Приказом Министерства образования и наук РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 сентября 2013г., per. №30038); • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)» от 30.06.2020 N 16 • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.200г. №65/23- 16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; • СанПиН 1.2.3685-21 (табл.6.6 (продолжительность занятий), табл.6.7 (продолжительность дневного сна). • Инструктивно - методическим письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23- 16. • Уставом МБДОУ детского сада №5 г. Донецка. Учебный план составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, разработанной учреждением самостоятельно с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования. При реализации основной программы учитываются следующие требования: -переориентация авторитарного стиля общения педагога с детьми – на педагогику сотрудничества взрослого с ребенком; -ориентация педагогического процесса на общечеловеческие ценности, создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; -деидеологизация педагогического процесса педагог-равный партнер, товарищ; уважительное отношение к результатам детского творчества; -учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, переход на личноориентированную модель общения; -забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка; -максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; -креативность педагога, творческая организация процесса воспитания и обучения; -координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом; -соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Содержание психологопедагогической работы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: Социально-коммуникативное развитие: - моральное воспитание - социализация - труд Познавательное развитие: - природы - мир человека - математические представления Речевое развитие: - лексическая сторона речи - грамматическая сторона речи - сторона речи - связная речь - к обучению грамоте Художественно-эстетическое развитие - художественная литература - изобразительное искусство - музыка Физическое развитие - охрана здоровья - физическое развитие - безопасность Задачи образовательных областей по направлениям решаются во время образовательной деятельности: на специально организованных формах обучения; в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Учебный план предусматривает работу педагогического коллектива в режиме пятидневной рабочей недели (кроме субботы, воскресенья и нерабочих праздничных дней) с 07.00 часов до 19.00 часов. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. В соответствии с Годовым календарным учебным графиком на 2024 – 2025 учебный год продолжительность учебного года устанавливается в количестве 38 учебных недель. Начало учебного года – 01.09.2024 года; окончание учебного года – 31.05.2025 года. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Необходимыми требованиями при составлении учебного плана являются: соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (со вторника по четверг), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. При этом из общего времени 50% отводится занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% - на занятия эстетического и оздоровительного циклов. Учебный план позволяет использовать принципы дифференциации и вариативности, а также обеспечивает своевременное физическое, познавательное, речевое, социально - коммуникативное и художественно – эстетическое развитие ребёнка на каждом возрастном этапе его жизни. Регламентирование образовательного процесса на неделю: - продолжительность учебной недели – пять дней; - общее количество занятий в неделю в группах: от 1,5 года до 3 лет - 8 занятий (продолжительность – 8-10 мин) от 3 лет до 4 лет - 10 занятий (продолжительность – 15 мин) от 4 лет до 5 лет - 11 занятий (продолжительность – 20 мин) от 5 лет до 6 лет - 14 занятий (продолжительность – 25 мин) от 6 лет до 7 лет - 15 занятий (продолжительность – 30 мин) Перерыв между занятиями – 10 минут УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Количество НОД в неделю п\п группа раннего возраста средняя младшая группа группа старша я подготови тельная группа группа 1. Чтение худ. литературы - - - 1 - 2. Развитие речи 1 1 1 2 2 3. Обучение грамоте - - - 1 2 4. Математическое развитие - 1 1 1 2 5. Сенсорное развитие 1 - - - - 6. Познание 1 1 1 1 1 7. Рисование 1 1 1 1 1 8. Лепка 1 1 1 1 1 9. Аппликация/конструир. 1 1 1 1 1 10. Физическое развитие 2 2 3 3 3 11. Мир музыки 2 2 2 2 2 Продолжительность НОД (мин) 10 15 20 25 30 Итого: 10 10 11 14 15 Максимально допустимый объем учебной нагрузки на ребенка в организованных формах воспитательно-образовательной работы Содержание Наименование возрастных групп Группа раннего возраста 1 Количество возрастных групп Длительность условного учебного часа Объём образовательно й нагрузки в неделю (мин) Объём образовательно й нагрузки в год (мин) Средня Старша Подготовитель младша я я ная к школе я группа группа группа группа 1 1 2 группы 10 15 20 25 30 100 150 220 400 450 3100 4650 6820 12400 13950