Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план МБДОУ детского сада №5 г.Донецка на 2024-2025 учебный
год, является локальным нормативным документом, регламентирующим
организацию образовательного процесса в ДОУ.
Учебный план МБДОУ детского сада №5 составлен к образовательной
программе дошкольного образования, разработанной в соответствии с:
• Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» (от 29.12.2012года №273- Ф3);
• Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред.
от 31.07.2020) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020);
• Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.
№1155; зарегистрированным 14 ноября 2013г. per. № 30384
Министерство юстиции РФ);
• Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ № 1155
от 17.10.2013 г (ред.от 21.01.2019г.);
• Приказом Министерства образования и наук РФ от 30 августа
2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования» (зарегистрирован в
Минюсте РФ 26 сентября 2013г., per. №30038);
• Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• Санитарно-эпидемиологическими правилами СП
3.1/2.4.3598-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (covid-19)» от 30.06.2020 N 16
• Письмом Министерства образования Российской
Федерации от 14.03.200г. №65/23- 16 «О гигиенических
требованиях и максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах
обучения»;
• СанПиН 1.2.3685-21 (табл.6.6 (продолжительность
занятий), табл.6.7 (продолжительность дневного сна).
• Инструктивно - методическим письмом Министерства общего
и профессионального образования Российской Федерации «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения» от
14.03.2000 г. № 65/23- 16.
• Уставом МБДОУ детского сада №5 г. Донецка.
Учебный план составлен в соответствии с образовательной программой
дошкольного образования, разработанной учреждением самостоятельно с
учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
При реализации основной программы учитываются следующие
требования:
-переориентация авторитарного стиля общения педагога с детьми – на
педагогику сотрудничества взрослого с ребенком;
-ориентация педагогического процесса на общечеловеческие ценности,
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко
всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми,
любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и
творчеству;
-деидеологизация педагогического процесса педагог-равный партнер,
товарищ; уважительное отношение к результатам детского творчества;
-учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, переход на личноориентированную модель общения;
-забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии
каждого ребенка;
-максимальное использование разнообразных видов детской деятельности,
их интеграция в целях повышения эффективности образовательного
процесса;
-креативность педагога, творческая организация процесса воспитания и
обучения;
-координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи,
обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного
учреждения в целом;
-соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы,
исключающей умственные и физические перегрузки в содержании
образования ребенка дошкольного возраста.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через
организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной,
познавательно-исследовательской,
коммуникативной,
продуктивной,
музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной
литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и
методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно
в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и
решения конкретных образовательных задач. Содержание психологопедагогической работы включает совокупность образовательных областей,
которые обеспечивают разностороннее
развитие детей с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
Социально-коммуникативное развитие:
- моральное воспитание
- социализация
- труд
Познавательное развитие:
- природы
- мир человека
- математические представления
Речевое развитие:
- лексическая сторона речи
- грамматическая сторона речи
- сторона речи
- связная речь
- к обучению грамоте
Художественно-эстетическое развитие
- художественная литература
- изобразительное искусство
- музыка
Физическое развитие
- охрана здоровья
- физическое развитие
- безопасность
Задачи образовательных областей по направлениям решаются во время
образовательной деятельности:
на специально организованных формах обучения;
в процессе организации различных видов детской деятельности;
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
самостоятельной деятельности детей;
во взаимодействии с семьями детей по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Учебный план предусматривает работу педагогического коллектива в режиме
пятидневной рабочей недели (кроме субботы, воскресенья и нерабочих
праздничных дней) с 07.00 часов до 19.00 часов. Программа реализуется в
течение всего времени пребывания детей в ДОУ.
В соответствии с Годовым календарным учебным графиком на 2024 – 2025
учебный год продолжительность учебного года устанавливается в количестве
38 учебных недель. Начало учебного года – 01.09.2024 года; окончание
учебного года – 31.05.2025 года.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей. Необходимыми требованиями при составлении
учебного плана являются: соблюдение минимального количества занятий на
изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной
части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка.
Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в
первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (со
вторника по четверг), сочетается с физкультурными и музыкальными
занятиями. В середине непосредственно образовательной деятельности
статического характера проводят физкультминутку. При этом из общего
времени 50% отводится занятиям, требующим от детей умственного
напряжения, остальные 50% - на занятия эстетического и оздоровительного
циклов.
Учебный план позволяет использовать принципы
дифференциации и
вариативности,
а
также
обеспечивает
своевременное
физическое,
познавательное, речевое, социально - коммуникативное и художественно –
эстетическое развитие ребёнка на каждом возрастном этапе его жизни.
Регламентирование образовательного процесса на неделю:
- продолжительность учебной недели – пять дней;
- общее количество занятий в неделю в группах:
от 1,5 года до 3 лет - 8 занятий (продолжительность – 8-10 мин)
от 3 лет до 4 лет
- 10 занятий (продолжительность – 15 мин)
от 4 лет до 5 лет
- 11 занятий (продолжительность – 20 мин)
от 5 лет до 6 лет
- 14 занятий (продолжительность – 25 мин)
от 6 лет до 7 лет
- 15 занятий (продолжительность – 30 мин)
Перерыв между занятиями – 10 минут
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Количество НОД в неделю
п\п
группа
раннего
возраста
средняя
младшая
группа
группа
старша
я
подготови
тельная
группа
группа
1.
Чтение худ. литературы
-
-
-
1
-
2.
Развитие речи
1
1
1
2
2
3.
Обучение грамоте
-
-
-
1
2
4.
Математическое развитие
-
1
1
1
2
5.
Сенсорное развитие
1
-
-
-
-
6.
Познание
1
1
1
1
1
7.
Рисование
1
1
1
1
1
8.
Лепка
1
1
1
1
1
9.
Аппликация/конструир.
1
1
1
1
1
10.
Физическое развитие
2
2
3
3
3
11.
Мир музыки
2
2
2
2
2
Продолжительность НОД
(мин)
10
15
20
25
30
Итого:
10
10
11
14
15
Максимально допустимый объем учебной нагрузки на ребенка
в организованных формах воспитательно-образовательной работы
Содержание
Наименование возрастных групп
Группа
раннего
возраста
1
Количество
возрастных
групп
Длительность
условного
учебного часа
Объём
образовательно
й нагрузки в
неделю (мин)
Объём
образовательно
й нагрузки в
год (мин)
Средня Старша Подготовитель
младша
я
я
ная к школе
я группа
группа группа
группа
1
1
2 группы
10
15
20
25
30
100
150
220
400
450
3100
4650
6820
12400
13950